Леонид Семенов

Краткая биография

Леонид Дмитриевич Семенов (1880-1917) – внук знаменитого ученого и путешественника П. П. Семенова Тянь-Шанекого. Во время учебы на историко-филологическом факультете (был университетским товарищем А. Блока) слыл монархистом и «белоподкладочником». Был близок кругу Д. Мережковского и З. Гиппиус, в Москве подружился с А. Белым.

Дебютировал одновременно с Блоком в студенческом сборнике в 1903 году. Трагический духовный перелом он пережил в Кровавое воскресенье. А. Белый рассказывает об этом в мемуарах «Начало века»: «...он шел 9 января в первых рядах с толпою рабочих, чтобы видеть осуществление идеи своей; когда грянули залпы, он в первых рядах был; кругом него падали трупы; он тоже упал, представляясь убитым; и этим лишь спасся; в течение нескольких дней он переродился... я не знал, что сильней возбуждало в нем ярость: расстрел ли рабочих, расстрел ли дичайших утопий его о царе и народе».

Семенов стал революционным агитатором, избирался депутатом Первой Государственной думы, арестовывался, был зверски избит жандармами. Вскоре отошел от революционной деятельности, ездил в Ясную Поляну к Л. Толстому. Он вступил на путь религиозных исканий, сблизился с сектантами, опростился и «ушел в народ»; был странником и батраком, сделался толстовцем, потом перешел на позиции православия.

Писал рассказы, которые высоко ценил за нравственную позицию Л. Толстой. Опубликованный по рекомендации Л. Толстого в «Вестнике Европы» (1908, №8) рассказ Л. Семенова «Смертная казнь» послужил, по-видимому (таково было мнение А. Блока), толчком к написанию знаменитой статьи Толстого «Не могу молчать».

Единственная поэтическая книга Л. Семенова – «Собрание стихотворений» – вышла в 1905 году. А. Блок отозвался на нее сочувственной рецензией («Вопросы жизни», 1905, №8), в которой содержатся в основном общие рассуждения на социально-нравственные темы, а о поэтике говорится кратко в заключительном абзаце: «На Семенова оказали влияние: З. Гиппиус, отчасти Щербина... и, что неожиданно и любопытно, Алексей Толстой».

Но даже по приведенным в статье цитатам видно, что главная зависимость стиха Л. Семенова – от самого А. Блока. Из этого отзыва А. Блока видно, что современников гораздо больше интересовало не творчество, а необычная судьба Л. Семенова.