Серебряный век - поэзия и поэты

Краткая биография Гиппиус

Владимир Гиппиус
Авторы по алфавиту
A Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я




Биография

Владимир (Вальдемар) Васильевич Гиппиус (1876-1941) происходил из старинного рода обрусевших немцев, к которому принадлежала и З. Гиппиус. Учился в гимназии вместе с будущим поэтом А. Добролюбовым; вместе с ним увлекся идеями декадентства.

Еще студентом историко-филологического факультета Петербургского университета издал первую книжку стихов — «Песни» (1897), отмеченную перекрестным влиянием Фета и старших символистов.

В 1901 в альманахе «Северные цветы» был опубликован цикл стихов новой для Гиппиуса религиозной тематики — до этого, по его признанию, в его системе ценностей эстетика «побеждала религию». Религиозные поиски надолго отвратили его от художественного творчества; он превращается в «кающегося декадента» и одним из способов изживания декадентства избирает гимназическое преподавание (педагогическая деятельность оставалась его главным призванием до конца жизни).

Гиппиус стал одним из лучших петербургских преподавателей-словесников, воспитавшим несколько поколений благодарных учеников (в их числе были О. Мандельштам, В. Набоков).

К литературной деятельности Гиппиус возвращается лишь в конце 1900-х, поощряемый З. Гиппиус и Д. Мережковским. С конца 1900-х он возобновляет публикацию в журналах своих поэтических опытов, а в 1912 собирает их в книгу с символичным названием — «Возвращение» под псевдонимом Вл. Бестужев. Критика предпочитала не замечать новые, «тютчевские» ноты в его лирике и по инерции относила поэта к старшим символистам.

С 1913 г. Гиппиус пишет для газеты «Речь» и других изданий статьи историко-литературного характера, в которых проводится мысль о непрерывности и преемственности культурного развития в России.

В 1915 выходит еще одна книга стихов «Ночь в звездах», и опять под новым псевдонимом — Вл. Нелединский, затем в 1916 в «Альманахе муз» печатается его поэма «Влюбленность» и выходит сборник «вольных сонетов» «Томление духа».

По замыслу Гиппиуса, всё, им написанное, должно было составлять единую трилогию, исповедь взыскующей истины души, целостную картину истории самопознания личности. В полном объеме все части поэтической композиции опубликованы не были.